Как это работает
Детская терапия — терапия, в которой в качестве пациента выступает ребёнок. Детская психотерапия основана на тех же понятиях и принципах, что и терапия для взрослых. Различия между работой со взрослыми и детьми кроется не в теории, а в практике. Если основная роль в процессе со взрослыми людьми отводится речи, то в терапии с детьми — это игра, творчество. Игра не является целью терапии, это способ общения терапевта и ребёнка. Целью такой работы является восстановление хода нормального развития ребенка. Важно дать ребенку возможность проявить себя индивидуально. Нет четких правил работы, каждый раз все уникально и психика сама выбирает способ выражения. Обозначу лишь некоторые моменты работы.

Первое и основное, что любят делать дети – это игра. Именно она направляет все их существо на концентрацию, в ней нет ничего легкомысленного. При определенных условиях, которыми является кабинет психолога, где определенный набор игрушек, одна и та же обстановка, дают возможность бессознательному дать форму тому, что пока еще ребенок не может высказать и прожить другим способом. С помощью аналитика ребенок осознает свои чувства, учится их понимать и формулировать.
Хочется привести здесь цитату прекрасного детского психолога Дональда Винниккота из книги «Игра и реальность»: «Психотерапия — там, где перекрываются пространство игры пациента и пространство игры терапевта. Психотерапия — это когда два человека играют вместе. Следовательно, там, где игра невозможна, работа терапевта направлена на то, чтобы перевести пациента из состояния, когда он не может играть, в состояние, когда он может это делать».


Рисунки, лепка – одно из самых любимых детских занятий. Они дают портрет психического состояния в данный момент. Рисунки указывают на смысл и цель ситуации, содержат множество полезной информации, если их «правильно» читать, побыть в них. Рисунки дают возможность выразить, вырисовать, вытащить наружу то, что беспокоит внутри. Если ваш ребенок любит рисовать, лепить дома, то позволяйте ему это делать, способствуйте этому. Таким образом он избавляется от внутреннего напряжения, самостоятельно справляется со своим напряжением через творческую активность.
Сказки. Это могут быть и терапевтические сказки уже готовые, и сказки, которые придумываются в кабинете ребенком. Совместное придумывание сказок или чтение позволяет найти форму и решение в деликатной ситуации. Сказкотерапия - это «лечение сказками», это процесс поиска смыслов, расшифровки знаний о мире и систем взаимоотношений в нем. В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Сказкотерапия - это своеобразный процесс образования связи между сказочными событиями и реальностью, это процесс активизации ресурсов потенциала личности. Если ваш ребенок фантазер, если он рассказывает вам придуманные истории, то попробуйте в них поискать смысл, а вдруг в этот момент он пытается вам сказать о себе…


Песочная терапия (Sandplay). Работа с песком – это сновидение наяву, где как раз и запускается возможность соприкосновения с миром бессознательного (Brokmann, 2011). Процесс создания картины в свободном и защищенном пространстве, так и сама картина, как результат этого процесса, в любом случае оказывают на психику благотворное воздействие. Способ песочной терапии – прекрасный способ «заботиться о душе». Игра в песке дает возможность ребенку освободиться от психологических травм. Карл Густав Юнг говорил, что «с эмоциональным смятением можно иметь дело, не только проясняя его интеллектуально, но и другим способом, придавая ему визуальную форму. Не важно, насколько эстетически и технически будет хороша картина, это просто место для свободной игры фантазии, чтобы наиболее полно могло выразиться все. Продукт создается под воздействием и сознания, и бессознательного, воплощая в себе как стремление бессознательного к свету, так и стремление сознания к вещественности».
Техник очень много, но всегда это сонастройка с внутренним миром ребенка. Все всегда очень индивидуально. И то, что подходит одному ребенку и помогает ему, может быть не эффективно при работе с другим. Все дети разные и в этом счастье.
Обратный звонок
Made on
Tilda